Включение новых государств и государственных образований в современную мировую систему
Председатель секции: Кудряшова Ирина Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, старший научный сотрудник отдела политической науки ИНИОН РАН, kudryashova23@yandex.ru
Современные мировые политические процессы привели к изменениям на политической карте мира. Одни из них хорошо различимы: это новые ячейки-государства, возникшие после распада социалистических «империй», СССР и СФРЮ. Их самостоятельное вхождение в мировую политику потребовало выстраивания суверенных структур власти и управления, преодоления кризисов развития, определения новых стратегических курсов. В ряде случаев эти задачи были поручены международным администрациям, облеченным по сути конституционными полномочиями (Босния и Герцеговина).
Другие возникшие ячейки на этой карте увидеть нельзя, хотя государственная (иногда — догосударственная) политическая жизнь там идет. Это так называемые de facto государства — непризнанные или частично признанные. Среди первых — Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Сомалиленд, Пунтленд, Вазиристан, среди вторых — Турецкая Республика Северного Кипра, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Палестина, Косово, Абхазия, Южная Осетия.
К «новым старым» государствам можно отнести государства, подвергшиеся «перестройке» после кровопролитных гражданских конфликтов и антитеррористических операций: Ирак, Афганистан. Они вынуждены искать и отрабатывать новые механизмы внутриполитической консолидации и международного политического участия.
Есть на карте мира государства, не способные выполнять свои суверенные функции. Одни из них стали виртуальными, как Сомалийская Республика, в других слабые центральные институты сосуществуют с «государствами-движениями», «государствами-регионами», «государствами-кланами» или «государствами-общинами». Среди таких «государств в государстве» — ливанская «Хизбалла», Иракский Курдистан, Южный Судан, Революционные вооруженные силы Колумбии.
В то же время интернационализация коммуникаций, экономики и культуры выводит из сферы компетенции государства не только экономические процессы, но и политические идентичности. Возникающие конфигурации приводят к появлению новых политических структур и систем управления, в которых сопредельные местные правительства формируют коалиции, чтобы отвечать на современные вызовы. Среди трансграничных региональных систем управления — еврорегионы и партнерства ЕС. Новые формы распределения внутренних полномочий и внешнего сотрудничества меняют и облик самого Европейского союза.
Осмысление внутренних и внешних аспектов включения новых государств и государственных образований в мировую политику — главная задача секции. Мы будем рады приветствовать участников, освещающих в своих докладах такие проблемы, как:
— Консолидация политической власти в новых независимых государствах;
— Внутренние и внешние факторы легитимации власти в de facto государствах;
— «Перестроенные» государства в мировой политике;
— Субгосударственные образования в мировой политике;
— Новые формы политической организации пространства.
Дискутанты: М.В.Ильин, Е.Ю.Мелешкина, М.Г.Миронюк, Я.И.Ваславский, С.В.Жигжитов, И.М.Бусыгина, Э.Берг, И.В.Кудряшова.