Российская ассоциация<br> международных исследований

Российская ассоциация
международных исследований

Политико-теоретические основания теорий международных отношений и внешней политики

Председатель секции: Алексеева Татьяна Александровна, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой политической теории МГИМО МИД России, профессор, доктор философских наук.

Основная цель секции – объединить исследователей и ученых, работающих в сфере политической теории и философии с международниками, чьим основным научным интересов являются теории «среднего уровня» - теории международных отношений и внешней политики. Политическая теория рассматривается в качестве «практичного» знания» (Usable knowledge), достижения которого позволяют углубить понимание происходящих мирополитических процессов. В центре внимания участников дискуссий будут находиться процессы интерпретации и понимания причинно-следственных связей в анализе процессов и явлений, на конкретных примерах будут рассмотрены основные принципы применения теоретического знания в практической сфере исследования международных отношений.

Результаты работы секции, как можно надеяться, будут способствовать приращению знания в сфере аналитической работы, равно как и теоретических способов познания действительности.

Участники:

  1. Ананьева Е.В. – к.ф.н., Институт Европы РАН, старший научный сотрудник — «Концепция внешней политики Великобритании»
  2. Асташин В.В. – к.и.н., Волгоградский государственный университет, доцент — «"Сетевая теория" и "сетевой подход": возможности и ограничения в изучении проблем международных отношений и мировой политики»
  3. Гаман-Голутвина О.В. – д.п.н., МГИМО МИД России, профессор — «Меняющаяся конфигурация государственных институтов в трансграничных коммуникациях: теоретические и прикладные измерения»
  4. Григорьева Н.Е. – к.полит.н.. ННГУ им. Н.И.Лобачевского, преподаватель — «Возможности применения теорий катастроф, бифуркаций и нечетких множеств для описания различных состояний социально-экономической системы»
  5. Дериглазова Л.В. – к.и.н., Томский государственный университет, доцент — «Измерение асимметрий в международном конфликте»
  6. Закутянска М.С. – PhDr., аспирант МГИМО МИД России — «Теоретические проблемы анализа внешней политики Словацкой Республики»
  7. Ивонин Ю.П. – д.ф.н., профессор, Институт международных отношений и права Новосибирский государственный университет экономики и управления, директор — «Критерии рациональности внешнеполитического действия в политической философии Гоббса»
  8. Кондратов А.И. – к.ю.н., РАГС при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры национальной безопасности– «Внешнеполитическая деятельность государства в системе международных отношений»
  9. Красина О.В. – к.п.н., Московский педагогический государственный университет, доцент — «Конструирование транснационального пространства современной мировой политики: теоретико-методологические аспекты»
  10. Купреева А.В. – аспирант, Управление международных связей Аппарата Совета Федерации, специалист отдела международных парламентских организаций — «Роль "парламентской дипломатии" в международных отношениях»
  11. Маршалов Е.А. – аспирант кафедры политической теории МГИМО МИД России — «Экспансия капитала и трансформация системы международных отношений»
  12. Неупокоева Е.Ю. – аспирантка кафедры политической теории МГИМО МИД России – «Доверие в межгосударственных отношениях: взгляд из теории»
  13. Решетников Г.О. – аспирант МГИМО МИД России — «Политическое регулирование иностранных инвестиций в США в контексте национальной безопасности: некоторые аспекты теории и практики»
  14. Соколов Алексей – аспирант МГИМО МИД России — «Лоббизм как инструмент управления политическими рисками бизнеса: влияние мирового кризиса»
  15. Стрельцов Д.В. – д.и.н., МГИМО МИД России, заведующий кафедрой востоковедения — «Внешнеполитический процесс на Востоке: некоторые подходы к методологии исследования»
  16. Судаков С.С. – к.п.н., МГИМО МИД России, доцент кафедры политической теории — «Пути глобального лидерства США»
  17. Сулима Д.П. – аспирант кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России — «Роль ТНК в современном мире»
  18. Тимофеев И.Н. – к.п.н., МГИМО МИД России, доцент кафедры политической теории — «Внешние и внутренние факторы международных конфликтов: конкуренция концептуальных моделей»
  19. Ткаченко А.И. – к.э.н., доцент, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, ведущий научный сотрудник — «Теоретические и методологические проблемы анализа эффективности внешней политики»
  20. Фельдман Д.М. – профессор МГИМО МИД России — «Теории международных отношений в зеркале мирового кризиса»
  21. Чанышев А.А. – к.филос.н., доцент, МГИМО МИД России, профессор кафедры политической теории — «Теоретические и мировоззренческие основания концепции "вечного мира" у Канта и Фихте»
  22. Чихарев И.А. – к.п.н., доцент, МГУ, факультет политологии, заместитель декана — «Smart power: концептуально-теоретические измерения»
  23. Щегольков Т.И. – BSS по GR ООО «Роберт Бош», заместитель директора — «Неопределенность и политические риски: теоретические подходы»
  24. Якупова Л.З. – аспирант МГИМО МИД России — «Когнитивные основания энергетического взаимодействия России и ЕС»

Доклады:

Ананьева Е.В. «Концепция внешней политики Великобритании»
Новые подходы правительства Великобритании к внешней политике в посткризисный период.

Асташин В.В. «"Сетевая теория" и "сетевой подход": возможности и ограничения в изучении проблем международных отношений и мировой политики»
Доклад посвящен проблеме использования «сетевого подхода» в современной теории международных отношений и мировой политике. Даются понятия «сетевая теория», «сетевой подход». Анализируется современное состояние литературы по применению «сетевой теории» при изучении международных отношений. Поднимаются такие вопросы, как проблемы изучения структуры современного международного сообщества с использованием "сетевой теории", ее применение для анализа отдельных проблем современных международных отношений и мировой политики.

Гаман-Голутвина О.В. «Меняющаяся конфигурация государственных институтов в трансграничных коммуникациях: теоретические и прикладные измерения»
Современный процесс трансграничных коммуникаций можно охарактеризовать как содержащий сущностные противоречия. Одним из значимых противоречий выступает парадоксальное сочетание пресловутого «размягчения» организационной структуры традиционных государственных институтов и одновременного усиления целого ряда государственных структур, прежде всего, исполнительной власти, и более точно – ее ядра (глав правительств и их ближайшего круга). Данная тенденция характеризует не только осуществляющие демократический транзит страны, но также зрелые демократии. При этом существенные трансформации претерпевают и сами упомянутые структуры. В докладе предполагается рассмотреть теоретические и прикладные измерения упомянутых трансформаций.

Григорьева Н.Е. «Возможности применения теорий катастроф, бифуркаций и нечетких множеств для описания различных состояний социально-экономической системы»
Большинство методов, отслеживая непрерывные изменения ситуации, констатируют факт, что незначительные изменения параметров приводят к незначительным изменениям состояния безопасности, оставляя в тени вопрос возможного резкого скачкообразного изменения ситуации.
Сегодня для анализа крупных экономических флуктуаций, включая кризисы, депрессии и резкие повороты применяются такие аналитические методики, как теории бифуркаций, катастроф и нечетких множеств.
Возникновение любых экстремальных ситуаций проходит несколько стадий, перерастая из устойчивой фазы через зону бифуркаций с негативными или позитивными проявлениями в области воздействия на человека и окружающую среду.
Многие теории, не выходящие за рамки классической экономической парадигмы, сталкиваются с определенными проблемами в описании и моделировании неустойчивости экономической безопасности, выражающейся в частности в кризисных ситуациях. Данные явления находят простое и логическое объяснение в рамках теории катастроф, которая позволяет объяснять резкое скачкообразное поведение системы и даже его предугадывать.

Дериглазова Л.В. «Измерение асимметрий в международном конфликте»
Понятие асимметричного конфликта является популярным в политическом анализе и международной публицистике, однако существуют разногласия, как по поводу определения этого явления, так и его главных характеристик. Существенным вопросом при изучении асимметричного конфликта является измерение тех его характеристик, которые оказывают решающее влияние на его динамику и результаты. Само явление асимметричного конфликта сочетает количественные и качественные характеристики, что делает особенно важным и сложным вопрос об измерении асимметричных характеристик для выявления закономерностей конфликтов. Опираясь на существующие базы данных, была сделана попытка определить те характеристики конфликта, которые могут трактоваться как асимметричные, и выявить их вес и влияние на динамику и результаты конфликта.

Закутянска М.С. «Теоретические проблемы анализа внешней политики Словацкой Республики»
В докладе планируется рассмотреть теоретические проблемы анализа внешней политики Словацкой Республики в целом, и актуальных приоритетов словацкой внешней политики и дипломатии в частности.
Впервые предпринимается попытка научного исследования и осмысления философско-теоретичеcких основ и ориентиров внешней политики и дипломатии Словацкой Республики.

Ивонин Ю.П. «Критерии рациональности внешнеполитического действия в политической философии Гоббса»
Гоббс сформулировал критерии рациональной внешнеполитической стратегии, определившие традицию политического реализма. Рациональность – соответствие всех элементов структуры внешней политики. Цель – пространственно (локально) ограниченная безопасность, средства – неограниченный объем мощи, интерпретируемый в терминах hard power. Рациональным является реактивное и нелимитируемое перераспределение национальных ресурсов для внешней политики в зависимости от изменения ситуации в МО. Мобилизация ресурсов для внешней политики ограничивается прочностью консенсуса власти и граждан, основанный на равновесии внутри- и внешнеполитической составляющих безопасности как цели «общественного договора». Второе ограничение мобилизационных возможностей власти обусловлено противоречием между формальной и содержательной (целевой) составляющей «общественного договора». Отдавая приоритет цели (безопасности) над формой (юридическим всевластием государства), Гоббс фактически исключает возможность массовой армии как главного инструмента внешней политики, поскольку индивид не может быть связан обязательством, противоречащим его самосохранению. Государство вынуждено действовать при помощи средств, неадекватных внешнеполитической цели. Противоречие между целью и средствами внешней политики приводит к ограниченному результату в форме коалиции (не обеспечивающей прочной безопасности) и баланса сил. Тем самым философия Гоббса содержит представление о структурных ограничениях «анархии в МО».

Кондратов А.И. «Внешнеполитическая деятельность государства в системе международных отношений»
В докладе планируется рассмотреть роль и место внешнеполитической деятельности государства как части научного знания в теории международных отношений, раскрыть систему основных категорий внешнеполитической деятельности государства и обосновать перспективы возникновения новой теории.

Красина О.В. «Конструирование транснационального пространства современной мировой политики: теоретико-методологические аспекты»
В рамках доклада предполагается рассмотреть понятие транснационального пространства в современной теории мировой политики, проанализировать с теоретико-методологической точки зрения проблематику конструирования транснационального пространства с позиции индивида как актора мировой политики и классифицировать существующие в современной отечественной и зарубежной (США, Франция, Япония) литературе методологические подходы к изучению процесса конструирования транснационального пространства. 

Купреева А.В. «Роль "парламентской дипломатии" в международных отношениях»
С учетом процесса глобализации мировых процессов парламенты, как представительные органы, выражающие настроения избирателей, все более активно стремятся к наращиванию партнёрского взаимодействия друг с другом. «Парламентская дипломатия» призвана дополнять усилия, предпринимаемые по линии органов исполнительной власти. Хотя у парламентариев и нет верительных грамот, у них имеется не менее весомый мандат – мандат избирателей, то есть народов своих государств. К началу ХХI века в мире сформировалась разветвлённая сеть межпарламентских связей, которая включает в себя взаимоотношения между парламентами как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Международные парламентские форумы всё увереннее заявляют о себе в глобальной и региональной политике, к их голосу прислушиваются правительства и народы.

Маршалов Е.А. «Экспансия капитала и трансформация системы международных отношений»
Мировая экономическая рецессия стала настоящим испытанием для механизмов транснационального цикла накопления, начавшегося всего тридцать лет назад. Станет ли кризис толчком к более осмысленной экспансии капитала в будущем или зарождающийся региональный экономический гегемон в лице КНР и ведущих государств юго-восточной Азии продолжит мимикрию американского типа накопления, что повлечет за собой сохранение предпосылок более разрушительного экономического спада в будущем?

Неупокоева Е.Ю. «Доверие в межгосударственных отношениях: взгляд из теории»
В докладе освещаются подходы к проблеме доверия в философии, политической теории, политической психологии, теории международных отношений.
Автором рассматривается роль доверия – одной из ключевых проблем современного мира, в межгосударственной координации для преодоления кризисных явлений и последствий мирового финансово-экономического кризиса в международных отношениях.
Острый дефицит или отсутствие доверия в двух- и многосторонних отношениях не только препятствуют поддержанию конструктивных отношений и реализации новых возможностей, но сами могут становиться источником трудноразрешимых проблем и конфликтов.
Особое внимание акцентируется на важности учёта факторов доверия/недоверия в межгосударственных отношениях, при понимании и анализе процессов современных международных отношений, в исследованиях межгосударственных отношений, теории международных отношений, политической теории, политической психологии, анализе внешней политики.

Решетников Г.О. «Политическое регулирование иностранных инвестиций в США в контексте национальной безопасности: некоторые аспекты теории и практики»
Автор рассматривает влияние фактора национальной безопасности на практику политического регулирования входящих иностранных инвестиций в экономику США. В частности, в докладе анализируются основные риски национальной безопасности, связываемые с приходом иностранных инвесторов; а так же опыт принятия решений по поводу иностранных инвестиций на политическом уровне (в том числе в рамках Комитета по иностранным инвестициям в США).
Развитие находит тема соотношения национальных интересов – ключевым из которых является обеспечение национальной безопасности – и базовых ценностей, внешнеполитической идеологии (одним из положений которой следует считать поддержание открытой инвестиционной среды).

Соколов Алексей «Лоббизм как инструмент управления политическими рисками бизнеса: влияние мирового кризиса»
Представить основные теоретические подходы к анализу, оценке и управлению политическими рисками бизнеса. Представить возможности использования и эффективность лоббизма как инструмента для управления этими рисками. Осветить вопрос влияния финансово-экономического кризиса на подходы бизнеса к политическим рискам и применению лоббистких практик.

Стрельцов Д.В. «Внешнеполитический процесс на Востоке: некоторые подходы к методологии исследования»
В докладе будут рассмотрены некоторые методологические подходы к исследованию внешнеполитического процесса в странах зарубежного Востока. С учетом того обстоятельства, что понятие национальных интересов формируется в контексте потребностей внутреннего развития, особое место в докладе будет уделено внутренним факторам внешнеполитического процесса. Среди ключевых для методологии проблем будут выделены вопросы мотивационной ориентации отдельных звеньев внешнеполитического истеблишмента («интернационалистов» и «изоляционистов»), соотношения бюрократической и небюрократической компонент в процессе принятия внешнеполитических решений и др.

Судаков С.С. «Пути глобального лидерства США»
В докладе поднимается вопрос о трудностях строительства национальных государств, при участии США. Также автор отвечает на вопрос, что помешало США более эффективно построить национальное государство на примере Ирака и Афганистана. Какова персональная роль Билла Клинтона и Джона Буша младшего в построение модели американского превосходства? Позиция державы номер один развязывает США руки и позволяет действовать, не обращая внимания на мнение остальных стран. Америка игнорировала те трагедии, что принесла экономическая глобализации, она вела войны, вмешивалась в дела других стран. За всем этим она преследовала одну единственную цель – создать свободное демократическое национальное государство. Человеческие жизни, трагедии целых народов, разруха и гражданская война между братскими народами – всё это лишь прискорбные побочные продукты борьбы за свободный мир. К чему привила борьба за свободный мир?

Сулима Д.П. «Роль ТНК в современном мире»
Экономическое и политическое значение ТНК столь велико, что в обозримом будущем они останутся одним из важнейших факторов, определяющих направление развития мирохозяйственной системы в целом. Экономическая реальность такова, что стратегия развития национальных экономик большинства стран мира практически полностью определяется характером и интенсивностью функционирования современных транснациональных корпораций, распоряжающихся средствами, превышающими размеры национального дохода многих суверенных государств.
ТНК все активнее проникают на рынки развивающихся государств и стран с переходной экономикой, а вся послевоенная экономическая история западноевропейских стран, Японии и новых индустриальных стран свидетельствует о том, что национальный капитал способен выдержать конкуренцию с ними лишь в том случае, если он сам структурируется в достаточно мощные финансово-промышленные образования, адекватные международным аналогам и способные проводить самостоятельную и активную внешнеэкономическую политику. Именно такой подход – необходимое условие эффективного встраивания национального производства в систему мирового разделения труда. Альтернативой ему может служить лишь постоянная плата технологической ренты лидерам мировой экономики, представленным мощными ТНК.

Тимофеев И.Н. «Внешние и внутренние факторы международных конфликтов: конкуренция концептуальных моделей»
Вопрос о причинах международных конфликтов остается в числе основных проблем теории международных отношений. Основная дискуссия ведется вокруг набора независимых переменных, определяющих выбор государства в дилемме безопасности. В период холодной войны в теории МО доминировал акцент на внешних факторах, т.е. на поведении держав-конкурентов и их альянсов. После распада биполярности интерес сместился к внутренним факторам – качеству политического режима, способам принятия внешнеполитических решений, а также к новым вызовам и нетрадиционным угрозам.
Вместе с тем, недооценка реалистических факторов представляется преждевременной. Фактор баланса сил и динамики потенциалов великих держав продолжает оказывать влияние на поведение государств на международной арене.

Ткаченко Б.И. «Теоретические и методологические проблемы анализа эффективности внешней политики»
Рассмотрены теоретические и методологические проблемы анализа эффективности внешнеполитической деятельности государства в сфере международных отношений. Предложен и реализован системный подход решения проблемы эффективного управления внешней политикой государства. Внешняя политика рассматривается как особого рода «вид производства», который функционирует в сфере межгосударственной внешнеполитической надстройки. Действие общенаучной категории эффективности распространено на столь специфическую сферу деятельности, какой является внешняя политика.
Введен понятийный аппарат, характеризующий эффективность внешнеполитической деятельности. Рассмотрены различные виды эффективности внешней политики, включая и экономическую эффективность. Доказаны принципиальная возможность и необходимость расчетов экономической эффективности внешнеполитической деятельности государства на базе общей теории эффективности. Для реализации подобных расчетов предлагается использовать возможности построения глобальных моделей международного развития. Рассмотрены различные аспекты эффективности внешнеполитической деятельности при сопоставлении ее результатов, международных потребностей, внешних целей, средств и затрат на проведение внешней политики и соответствующие им формы эффективности.
Предложен механизм управления внешнеполитической деятельностью государства на базе концепции эффективности внешней политики.

Фельдман Д.М. «Теории международных отношений в зеркале мирового кризиса»
В выступлении ставится вопрос об использовании мирового кризиса как индикатора развития отдельных теорий международных отношений (ТМО). Исходя из того, что кризис показал реальные возможности ТМО, автор оценивает познавательные возможности и эвристический потенциал отечественной и зарубежной науки о международных отношениях. Отдельные этапы идеологической «войны парадигм» как и попытка разработки отраслевой «философии международных отношений», с его точки зрения, являются не более чем вехами в исторически длительном становлении эффективно работающей теории международных исследований. Её инструментальная пригодность и способность удовлетворять потребности общественно-политической практики должны, в частности, найти свое подтверждение не столько в обосновании неизбежности и объяснении причин каждого следующего глобального кризиса, сколько в предвидении конкретных сроков, форм и последствий этих кризисов.

Чанышев А.А. «Теоретические и мировоззренческие основания концепции "вечного мира" у Канта и Фихте»
Одним из первых критиков «глобального» мира был Фихте. В этом смысле фихтевская парадигматика – а равным образом и исходная для последней кантовская теоретическая модель – остаются принципиально значимыми с точки зрения сохранения ими потенциала своего влияния на современный политико-теоретический дискурс.
Как считал Фихте, потенциал решения данной проблемы заключен в «абсолютном государстве», выполняющем историческую миссию по достижению высших исторических целей. Необходимым условием такого развития является условие достижения «вечного мира». Вместе с тем, для позиции Фихте характерно и обратная проекция исторической миссии абсолютного государства на функцию культуртрегерства, осуществляемую силовыми методами государством реальным.
В этом пункте Фихте перешагивает определенный рубеж, воздвигнутый Кантом в рамках «проекта Просвещения». Кантовская перспектива «вечного мира» основывалась на установке априорной значимости и, следовательно, смысловой необходимости поглощения и вытеснения политики (как инструментальной практики отношения к человеку) моралью. Фихте же фактически формулирует радикальную установку на использование политического инструментария для овладения структурами социального бытия и тотального контроля над ними и их коррекции.

Чихарев И.А. «Smart power: концептуально-теоретические измерения»
В статье предполагается рассмотреть роль концепта «smart power» (интеллектуальной, или «умной» власти) в современном международно-политическом дискурсе. Актуализацию идеи «интеллектуальной власти» планируется проследить в контексте формирования внешнеполитической концепции нынешней администрации США – от теоретических предпосылок до практической реализации в дипломатических инициативах. Целесообразно также проанализировать сходные мотивы во внешнеполитических доктринах КНР, Европейского Союза и России («научная концепция развития» КНР, «просвещенный собственный интерес» ЕС, «умная политика» РФ).
С точки зрения теоретического дискурса идею «умной власти» планируется позиционировать в рамках «рефлективистской» парадигмы исследования международных отношений – как развитие концепции «просвещенного либерализма» Р. Кохэна, конструктивистских подходов, а также неоклассического реализма как синтеза реальных и рефлексивных факторов в исследовании международной политики. Вместе с тем, предлагаемое в статье понимание «интеллектуальной власти» предполагает выход за пределы трактовки «умной власти» как сочетания «soft» и «hard» компонентов и дополнение концепта такими составляющими, как возможности актора в организации эффективного управления глобальным развитием, международной повесткой дня, его инновационный потенциал. 

Щегольков Т.И. «Неопределенность и политические риски: теоретические подходы»
Концепция нестрахуемой неопределенности, как особого рода риска (по Ф. Найту): Суть и вероятностные свойства неопределенности – Источники неопределенности – Механизмы преодоления неопределенности – Последствия неопределенности в политологическом дискурсе.

Якупова Л.З. «Когнитивные основания энергетического взаимодействия России и ЕС»
За последнее десятилетие в энергетическом дискурсе России и ЕС явно оформилась тенденция диалога на уровне двух «картин мира»: ЕС как «энергетически зависимого блока стран» и России как «энергетической сверхдержавы». Чем руководствуются ведущие политические игроки с обеих сторон при принятии решений в области энергетической политики? Какова их картина мира и как она соотносится с реальностью? Какие коррективы в картины мира ЕС и России внес мировой кризис? Задачей данного доклада является попытка, опираясь на существующие теоретические разработки в области когнитивистики, найти ответы на эти вопросы. Ключевым автору представляется анализ структуры картин мира взаимодействующих игроков.