Российская ассоциация<br> международных исследований

Российская ассоциация
международных исследований

Церковь и кризис глобального информационного общества

Председатель секции: Легойда Владимир Романович, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, кандидат политических наук.

Сопредседатель: Скворцов Ярослав Львович, декан Факультета международной журналистики МГИМО МИД России, кандидат социологических наук.

Описание секции:
Информационное общество как идеальная социальная модель; его формальные критерии. Неравенство в вопросе доступа пользователей к информации; отношение Церкви и светского государства к этой ситуации. Перспективы нанобиоэлектроники и искусственного интеллекта (уже сегодня известно, что из молекулы ДНК можно собрать элементы памяти, а, значит, в перспективе возможны биокомпьютеры, совместимые с человеческим организмом). Методы работы с вредной (опасной) информации и роль общественного договора, предполагающего создание «зон доверия», где общение происходит полностью неанонимно, в решении этой задачи. Характер взаимодействия Церкви и внешнего информационного общества, суть и механизмы внутрицерковной коммуникации, принципы построения информационного общества внутри Церкви.

Участники:

  1. Агапов М.Г. – к.и.н., доцент кафедры новой истории и международных отношений, Тюменский государственный университет – «Секьюритизация «духовности» (по материалам Русской Православной Церкви)»
  2. Боровкова К.А. – студентка, Тюменский государственный университет – «Секьюритизация «духовности» (по материалам Русской Православной Церкви)»
  3. Варакин М. – канд. культурологии, старший преподаватель, Государственная академия славянской культуры – «Кризис одиночества сегодня»
  4. Зарубина Н.Н. – д.ф.н., профессор, МГИМО МИД России – «Православная этика как фактор снижения духовно-этических рисков российской модернизации: уроки глобального кризиса»
  5. Зонова Т.В. – д.полит.н., профессор, профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России – «Мыслители христианского Запада о международных отношениях»
  6. Зубов А.Б. – д.и.н., профессор, преподаватель кафедры философии МГИМО МИД России – «Русская Церковь в условиях открытого общества: новые возможности, вызовы и искушения»
  7. Касаткин П.И. – аспирант МГИМО МИД России – «Деятельность заграничных учреждений Русской православной церкви в гуманитарной и культурной сферах: проблемы и перспективы»
  8. Митрофанова А.В. – д.полит.н., руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России – «Православие как основа международной интеграции»
  9. Никитенкова С. – к.т.н., доцент ННГУ – «Информационная безопасность: проблема выбора»
  10. Платонов И.В. – аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – «Российское участие в процессе формирования глобального информационного общества: параметры и перспективы»
  11. Рулинский В.В. – «Церковь как источник внутреннего преображения мира»
  12. Сергиенко В. – аспирант кафедры философии МГИМО МИД России – «Кризис Католической церкви и информационное общество»
  13. Шестопал А.В. – д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии МГИМО МИД России – «Постиндустриальное и постсекулярное общества: проблемы диалога»
  14. Шойванова С.Ю. – ассистент, Читинский Государственный университет – «О религиозной толерантности в условиях глобализации»

Доклады:

Агапов М.Г. «Секьюритизация «духовности» (по материалам Русской Православной Церкви)» (в соавторстве с К.А.Боровковой)
РПЦ как один из ведущих общественно-политических акторов имеет свое видение места и роли России в современном глобальном мире. В частности РПЦ формулирует собственные представления о вызовах и угрозах безопасности России. При этом главным объектом безопасности постулируется духовность, в связи с чем вводится понятие духовной безопасности.
Секьюритизация духовности (т.е. ее включение в проблемное поле безопасности) предполагает несколько этапов: позиционирование и актуализация проблемы, обращение к органам государственной власти и, наконец, изменение действующих процедурных правил в отношении предмета секьюретизации. Работа выполнена в рамках критических исследований безопасности Копенгагенской школы (О.Вивер, Б.Бузан).
В поле духовной безопасности РПЦ инициирует секьюритизационные практики по следующим направлениям: 1) выстраивание государственной системы духовно-нравственного образования и воспитания; 2) активизация миссионерской деятельности РПЦ; 3) ограничение воздействия на граждан России нетрадиционных религиозных объединений; 4) духовно-нравственное и культурологическое цензурирование СМИ; 5) возрождение духовно-нравственных основ хозяйствования.

Варакин М. «Кризис одиночества сегодня»
С древнейших времен одиночество считалось сродни болезни. Однако позже появилось другое воззрение, связанное с формированием явления личности. С этой точки зрения это не грех (в социальном смысле), не состояние ущербности, а как сказал Халиль Джебран «спутник духовного возвышения». С тех пор как человечество пришло к этой мысли, началось неуклонное стремление к духовному уединению индивида, к его полноценной свободе, в том числе от многих коллективных стереотипов. Однако сегодня, когда многие старинные запреты преодолены и сняты, когда практически каждый цивилизованный человек может достичь исключительной независимости и не испытывать никаких психических страданий в самовольной изоляции, когда одиночество можно было бы назвать роскошью и достоинством, именно теперь оно стало одной из страшных болезней века. Парадоксальное явление осложнено еще и тем, что человечество как будто не только не смогло, но и не хочет воспользоваться плодами борьбы личности за свое одиночное самоопределение. Единичная самобытность подчиняется тотальной множественности.

Зарубина Н.Н. «Православная этика как фактор снижения духовно-этических рисков российской модернизации: уроки глобального кризиса»
Преобразования, осуществлявшиеся в нашей стране в последние десятилетия, уже выявили целый ряд новых рисков и угроз, а предстоящая модернизация неминуемо добавит к ним новые, требующие решения ранее невиданных моральных и духовных проблем, заставляющие по-новому применять моральные максимы и религиозные откровения, уже ставшие достоянием цивилизации. Человечество, столкнувшееся с новыми рисками, ищет новые ответы на экзистенциальные вопросы, и традиционные религии не всегда готовы эти ответы дать. Духовно-этические поиски современного человека породили пеструю мозаику из идеологий, философских и моральных систем, религиозных практик и учений, выбор между которыми сам представляется рискованным. Свобода самостоятельного выбора моральных стандартов оказывается еще более тяжким бременем, чем привязанность к обязательным моральным и социокультурным нормам.
В условиях принципиального духовного плюрализма постмодерна и глобализации институциональное поддержание этических стандартов и снятия рисков выбора превращается в функцию профессиональных сообществ. Активизация миссионерской деятельности РПЦ, ориентированной на такие сообщества, может способствовать снижению рисков нового этапа российской модернизации.

Зонова Т.В. «Мыслители христианского Запада о международных отношениях»
В докладе будут рассмотрены работы по международным отношениям Бартольда Нибура, Баттерфилда и Джорджио Ла Пира.

Зубов А.Б. «Русская Церковь в условиях открытого общества: новые возможности, вызовы и искушения»
В России православная Церковь, пожалуй, никогда не жила в условиях открытого общества после XV века. Только после 1991 г. исчезла цензура, и о жизни церкви стало можно говорить свободно. Ныне исчезают внутренние ограничения, характерные для первого десятилетия послекоммунистической России. Как и в странах Запада, Церковь в России оказывается под пристальным и часто недоброжелательным взглядом СМИ, политиков и общественных организаций. Она к этому совершенно не готова и
любые разоблачения воспринимает как пароксизм антирелигиозной борьбы. Между тем, объективно жизнь требует возвращения к евангельскому принципу – всё тайное станет явным. В ближайшие годы русской Церкви предстоит пережить очень серьезную и болезненную трансформация от "тайнообразующего состояния" к открытости и прозрачности. О параметрах этого процесса и пойдет речь в докладе.

Касаткин П.И. «Деятельность заграничных учреждений Русской православной церкви в гуманитарной и культурной сферах: проблемы и перспективы»
В настоящее время в дальнем зарубежье действует более 650 заграничных учреждений Русской церкви, находящихся на всех континентах. Они, ведут работу по ряду направлений: духовно поддерживают русских граждан и соотечественников за рубежом, паломников; представляют Русскую церковь перед государственной властью других государств и руководством различных международных правительственных и неправительственных организаций; представляют Русскую церковь в отношениях с Поместными православными и неправославными Церквами и религиями; занимаются строительством, реставрацией, восстановлением памятников культуры; обеспечивают имущественные интересы Русской церкви. Представленный доклад посвящен анализу деятельности загранучреждений Русской православной церкви в культурной и гуманитарной сферах.

Митрофанова А.В. «Православие как основа международной интеграции»
Существует много примеров международного сотрудничества на основе религии. В Организации Исламская Конференция участвуют светские государства (Турция, Казахстан, Узбекистан), страны, где мусульмане составляют меньшинство населения (Казахстан, Уганда). ОИК не является «сообществом безопасности»: между ее участниками бывают войны. Известна роль христианских демократов (католиков) в создании Евросоюза (Р.Шумана собирались бьютифицировать). Межпарламенская ассамблея православия наработала интересную повестку дня, которая могла бы стать основой деятельности форума с более высоким уровнем представительства (саммиты глав государств и правительств).
Православный форум не обязательно должен заниматься специфическими религиозными вопросами. Большая часть деятельности ОИК посвящена светскому сотрудничеству исламских стран (экономика, культура, гражданская авиация, борьба с терроризмом). В повестке дня МАП не так много «узкоправославных» проблем. Не будет ли сотрудничество православных стран в области экономики, безопасности, культуры, образования способствовать «обмирщению» религии, утрате духовности? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. В сотрудничестве на основе религии можно увидеть не только обмирщение священного, но и контр-процесс сакрализации мирского.

Никитенкова С. «Информационная безопасность: проблема выбора»
Согласно положениям Хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 году, информационные и телекоммуникационные технологии являются одной из главных созидающих сил 21-го столетия. Суть новой экономики и нового общества заключается в широком использовании информационных технологий для распространения знаний и идей, благодаря которым люди получают возможность полнее воплощать свой потенциал и свои желания. В то же время информационная революция вместе со всеми своими колоссальными преимуществами порождает ряд глубоких проблем. Информационный поток, обрушивающийся на человека, может разрушить его самобытность, некую его подлинность, идентичность — духовную, культурную, национальную. Кризис человеческой личности и потери ценностей является главной первопричиной глобального кризиса. В настоящее время каждый человек должен иметь критерий, используя который, он смог бы обогатить себя за счет информационного потока и защититься при этом от негативных и разрушительных тенденций и влияний. Экономические проблемы России и мира необходимо решать не только на основе прагматизма, но и при помощи установления связей между культурой, нравственностью и экономическим развитием.

Платонов И.В. «Российское участие в процессе формирования глобального информационного общества: параметры и перспективы»
В современных условиях вопрос вовлеченности в общемировые процессы информатизации становится определяющим при выделении критериев успешности и конкурентоспособности государства на международной арене. Потенциальная перспектива использования их возможностей становится не только еще одним направлением улучшения качества жизни населения каждой страны, но и важным фактором обеспечения ее безопасности.
В связи с этим видится принципиально важным факт участия Российской Федерации в формировании глобального информационного общества и активной интеграции в него. Только это способно помочь современному государству сохранить свои позиции на мировой арене и не потерять своего влияния и авторитета. 

Рулинский В.В. «Церковь как источник внутреннего преображения мира»
Несмотря на изменение способов взаимодействия людей, сущность общества всегда остается неизменной. Поэтому его кризис имеет не столько внешнюю, сколько внутреннюю природу, зависящую не от информатизации как средства, а от человека как такового как цели. Церковь знаменует собой единство человека и Бога и преодоление в Боге кризиса человека. Именно в Церкви Небесной источник внутренней силы обновления и преображения Церкви Земной, а вместе с ней и всего мира.

Сергиенко В. «Кризис Католической церкви и информационное общество»
Влияние и авторитет Католической церкви в мире во многом основаны на высоких представлениях о нравственности ее священства и епископата.
В условиях информационного общества не только успехи, но и каждый промах церкви становится предметом огласки и обсуждения. Церковная иерархия уже не в силах замолчать свои провалы. Анализ действий Папского престола на примере скандала о педофилии.

Шестопал А.В. «Постиндустриальное и постсекулярное общества: проблемы диалога»
Глобальный финансово-экономический кризис остро поставил вопрос о духовно-нравственных, ценностных основаниях современных сообществ: локальных, региональных и мирового сообщества. В поисках этих оснований значительную роль может сыграть диалог представителей двух теоретических направлений: теории "постиндустриального общества" и теории «постсекулярного общества». Обнаружившаяся за последние годы исчерпанность моделей постиндустриального общества как общества информационного быстродействия открывает дополнительные возможности для участия сторонников этого теоретического направления с представителями концепций «постсекулярного общества».

Шойванова С.Ю. «О религиозной толерантности в условиях глобализации»
Рассматриваются различные подходы к пониманию толерантности, её необходимости в усиливающейся интеграции в современном мире.