Российская ассоциация<br> международных исследований

Российская ассоциация
международных исследований

Международные организации: тенденции развития и роль в обеспечении международной безопасности и стабильности

Председатель секции: Никитин Александр Иванович, директор Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России, профессор кафедры политической истории, доктор политических наук.
Сопредседатель: Чернявский Станислав Иванович, д.и.н., директор Центра постсоветских исследований ИМИ МГИМО МИД России.

В рамках заявленной темы участники данной секции приглашаются к обсуждению основных аспектов деятельности международных и региональных организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС, ОДКБ, НАТО, ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА и др.), прежде всего, под углом зрения их роли, места и вклада в поддержание международной и региональной безопасности.  Первое заседание секции возглавит А.И. Никитин, оно будет посвящено темам ООН, ОБСЕ, ЕС и НАТО; вторым заседанием будет руководить С.И. Чернявский, на нем предлагается обсудить вопросы, связанные с деятельностью ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС, СВМДА и др.

Участники:

  1. Арсланова Е.Б. – к.и.н., доцент, Уральский государственный университет, кафедра теории и истории международных отношений – «Проблемы формирования региональной безопасности в рамках ШОС»
  2. Корзун П.А. – магистр в области международных отношений, магистр в области государственного управления, аспирант МГИМО МИД России – «Россия, ЕС и новые независимые государства в формирующейся архитектуре европейской безопасности»
  3. Кудряшова Ю.С. – к.и.н., научный сотрудник ЦЕАБ ИМИ МГИМО МИД России – «Роль Турции в обеспечении международной безопасности в рамках НАТО»
  4. Меньшикова С.М. – ведущий специалист МГИМО МИД России, Управление магистерской подготовки, магистратура по направлению «Регионоведение» – «Региональный форум АСЕАН в решении вопросов безопасности в АТР: достижения и перспективы»
  5. Мусаев А.А. – аспирант СПбГУ – «Роль Содружества Независимых государств (СНГ), как региональной организации в обеспечении международной безопасности»
  6. Небольсина М.А. – м.н.с. ЦЕАБ ИМИ МГИМО МИД России – «Новый международный механизм регулирования частного военного сектора: кодекс поведения компаний»
  7. Никитина Ю.А. – к.полит.н., старший преподаватель, кафедра мировых политических процессов МГИМО МИД России – «Перспективы эволюции ОДКБ как региональной организации безопасности»
  8. Пашковская И.Г. - к.ю.н., в.н.с. ЦЕАБ ИМИ МГИМО МИД России – «Определение Евросоюзом своей роли в глобализирующемся мире»
  9. Пенкова Т.Ю. – научный сотрудник Католический университет Милано – «Интеграционные стратегии Европейского союза и Росии на постсоветском пространстве»
  10. Хохлышева О.О. – д.и.н., к.ю.н., профессор, зав. кафедрой мировой политики и международного права ННГУ им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет – «Проблемы реформирования ООН и варианты их качественного решения после завершения глобального кризиса (международно-правовые аспекты)»
  11. Шелест А. - ведущий научный сотрудник Национального института стратегических исследований, Одесса, Украина – «Роль международных организаций в урегулировании конфликтов в Черноморском регионе»

Доклады:

Арсланова Е.Б. «Проблемы формирования региональной безопасности в рамках ШОС»
Процесс формирования структур региональной безопасности на постсоветском пространстве. В докладе формулируются следующие задачи: проанализировать ценностные основания практических целей, к которым стремятся участники ШОС; выявить эффективность разработанных и используемых отечественных и зарубежных методологических подходов к исследованию региональных процессов; попытаться спрогнозировать перспективы создаваемой региональной организации.
Методологической базой исследования послужила «матрица анализа» Б. Бузана комплекса региональной безопасности, основанная на четырех уровнях взаимодействия: внутриполитическая составляющая государств региона; межгосударственные отношения в регионе; взаимоотношения регионального комплекса безопасности с другими регионами; роль великих держав в регионе.

Корзун П.А. «Россия, ЕС и новые независимые государства в формирующейся архитектуре европейской безопасности»
Появление «политики соседства», а вслед за ним и «Восточного партнерства», говорит о серьезном намерении Евросоюза стать влиятельным актором на территории общего соседства с Россией. При этом формирование новой политической общности, панъевропейской по своему характеру, не может происходить без какого-либо формального участия России в ней. Это может привести к обратным результатам при реализации «политики соседства» в ННГ, а также к сложной ситуации для России – когда она останется практически единственным государством, европейским по своей географической и «психологической» принадлежности, но, фактически, вне Европы. Адекватное понимание изменений, происходящих на европейском континенте в результате реализации «Восточного партнерства», необходимо для правильного выстраивания отношений России с ЕС и странами-соседями, а также для использования программы Евросоюза с выгодой для себя – для борьбы с вызовами, угрожающими собственной безопасности. Вовлеченность Евросоюза в «стабилизацию» соседних территорий способна помочь в противостоянии сепаратистским движениям, организованной преступности, незаконному трафику людей, товаров, наркотиков –тем проблемам, которые Россия также пытается решить в рамках организационных структур СНГ.

Кудряшова Ю.С. «Роль Турции в обеспечении международной безопасности в рамках НАТО»
НАТО является краеугольным камнем политики Турции в области обороны и безопасности. Оставаясь приверженной безопасности Альянса, Турция продолжает следовать традиционной политике безопасности, основанной на содействии сотрудничеству в соседних регионах. ЕС стремится использовать Турцию в качестве европейского союзника по НАТО, вносящего наиболее крупный вклад в организацию, а именно его материальные ресурсы: военный контингент и вооружения.

Меньшикова С.М. «Региональный форум АСЕАН в решении вопросов безопасности в АТР: достижения и перспективы»
Региональный форум АСЕАН (АРФ) был создан в 1994 году для обсуждения вариантов решения вопросов безопасности в АТР. К достижениям за 16 лет существования можно отнести следующее: разработку и применение мер по укреплению доверия в регионе, реализацию превентивной дипломатии в рамках форума, проведение совместных семинаров и учений. Тем не менее, параллельно в регионе развивались и другие двух- и многосторонние структуры (АСЕАН +3, АСЕАН +6, «Сиднейская тройка» и др.). Каковы позиции и перспективы развития АРФ в 21 веке? Сможет ли Форум преодолеть внутренние противоречия, пройти процесс институционализации и перейти от обсуждения к реальному решению региональных проблем в области безопасности? Или в регионе все же будет преобладать система двусторонних перекрестных договоров, в которую постепенно будут включаться новые заинтересованные стороны? Таким образом, в докладе будут рассмотрены достижения АРФ по основным заявленным направлениям, перспективы развития Форума в 21 веке, его «конкурентоспособность» в рении вопросов региональной безопасности в сравнении с существующими альтернативными структурами.

Мусаев А.А. «Роль Содружества Независимых государств (СНГ), как региональной организации в обеспечении международной безопасности»
На современном этапе ключевым фактором интеграции является информационное взаимодействие. Важным является конструирование единой целостной системы информационной безопасности, как ключевого элемента обеспечения безопасности. В докладе приводятся ключевые тенденции информационного взаимодействия на постсоветском пространстве и проводится анализ основных точек зрения по данному вопросу. Автор дает ряд прогнозов в отношении развития информационной безопасности на постсоветском пространстве.

Небольсина М.А. «Новый международный механизм регулирования частного военного сектора: кодекс поведения компаний»
В рамках Швейцарской инициативы был подготовлен проект документа, адресованного частным военным и охранным компаниям. Он представляет собой Кодекс поведения и содержит принципы саморегулирования и механизмы отчетности. Швейцарское правительство планирует провести процедуру подписания этого документа частными военными и охранными компаниями летом 2010 года. Кодекс поведения, разрабатываемый в рамках швейцарской инициативы, является попыткой отрегулировать деятельность частных военных и охранных компаний.

Никитина Ю.А. «Перспективы эволюции ОДКБ как региональной организации безопасности»
В докладе будет представлена оценка процессов институционального развития и перспективы эволюции ОДКБ с учетом меняющейся среды региональной и глобальной безопасности.

Пашковская И.Г. «Определение Евросоюзом своей роли в глобализирующемся мире»
В эпоху глобализации Евросоюз, позиционирующий себя одним из мировых центров силы, осознает необходимость определения своей роли как одного из главных игроков мировой политики.

Пенкова Т.Ю. «Интеграционные стратегии Европейского союза и Росии на постсоветском пространстве»
Since 1991 the countries located between the enlarged European Union (EU) and Russia have been characterised by unsatisfactory political governance, economic instability and swaying foreign policy. Their geographic position, as well as historical and geopolitical factors, has encouraged Brussels and Moscow to try to involve them into regional integrationist projects. The presentation will explore the strengths and weaknesses of both the EU’s Neighbourhood Policy and Eastern Partnership initiative and Russia’s strategic and economic design for the post-Soviet space promoted through different regional economic, political and security organizations. I will examine whether the EU and Russia’s approaches can interact or even “merge” at some point in the future, or they are destined to be antagonistic geopolitical projects leading to a zero-sum game scenario.

Хохлышева О.О. «Проблемы реформирования ООН и варианты их качественного решения после завершения глобального кризиса (международно-правовые аспекты)»
Организация Объединенных Наций на сегодняшний день остается ключевым элементомсохранения стабильности и поддержания безопасности на глобальном уровне. Несмотря на это, необходимость реформирования этой международной организации считается насущной необходимостью и мировой кризис усилил стремление некоторых сил осуществить его. В этих условиях чрезвычайно важным становится вопрос о выработке продуманных и обоснованных мер по реформированию ООН с максимальным учетом норм международного права, которые не только повысят эффективность работы организации, но и улучшат ее международно-правовое обеспечение.