Российская ассоциация<br> международных исследований

Российская ассоциация
международных исследований

3.3. Публичная дипломатия и пропаганда: эффективность и целесообразность

Сессия организована Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова

Модератор: Андрей Горбунов, руководитель проектов Фонда Горчакова, аспирант МГИМО

  1. Марина Лебедева, д.полит.н., проф., завкафедрой МГИМО
  2. Татьяна Зонова, д.полит.н., проф. кафедры дипломатии МГИМО
  3. Алексей Фененко, д.полит.н., доцент кафедры международной безопасности МГУ им.М.В.Ломоносова;
  4. Наталья Цветкова, д.ист.н., проф. кафедры американских исследований СПбГУ;
  5. Алексей Долинский, к.полит.н., основатель образовательного ресурса Coursalytics.

В чем разница между пропагандой и публичной дипломатией и какие инструменты выгоднее использовать в современных международных отношениях? Эти вопросы легли в основу обсуждений в ходе экспертного круглого стола Фонда Горчакова «Публичная дипломатия и пропаганда: эффективность и целесообразность» в рамках XIII Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), который прошел на площадке МГИМО 14 октября в онлайн-формате.

В начале дискуссии завкафедрой мировых политических процессов МГИМО профессор Марина Лебедева представила аудитории основы феномена публичной дипломатии: «Есть два канала реализации публичной дипломатии: государственный и негосударственный. Выступление Марии Захаровой перед аудиторией журналистов — это один из каналов государственной публичной дипломатии, в то время как взаимодействие различных фондов с иностранным гражданским обществом — это негосударственный канал. Однако они оба должны реализовывать свою политику созвучно с интересами государства, иначе это нельзя рассматривать как публичную дипломатию».

По словам профессора кафедры дипломатии МГИМО Татьяны Зоновой, в России и во многих других странах публичная дипломатия рассматривается с точки зрения создания привлекательного образа страны. Профессор обратилась к одному из выступлений главы Министерства иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что цель публичной дипломатии — создать не положительный, а объективный образ страны. «Насколько я понимаю это замечание, речь идет о не сокрытии реального положения в стране со всеми достижениями и трудностями, — прокомментировала слова министра Татьяна Зонова. — Возникает вопрос, зачем нам вообще говорить о наших проблемах, но в ходе интерактивного диалога с гражданским обществом другой страны можно извлечь для себя способы исправить сложную ситуацию и использовать накопленный партнерами по диалогу опыт».

О разнице между пропагандой и публичной дипломатией рассказал доцент кафедры международной безопасности МГУ имени М.В.Ломоносова Алексей Фененко: «Пропаганда — это навязывание какой-либо “здесь и сейчас” краткосрочной идеи. Например, если необходимо убедить вражеских солдат сдаться или вражеское правительство быстро прекратить сопротивление. Публичная дипломатия — это, скорее, долгосрочный проект, это длительная, осторожная работа с обществом другой страны с целью склонить его к определенной точке зрения. То есть главная разница — в сроках и в выборе инструмента».

По мнению профессора кафедры американских исследований СПбГУ Натальи Цветковой, сегодня пропаганду можно считать частью публичной дипломатии: «Я бы сказала, что сегодня со слова “пропаганда” негативная коннотация удалена, то есть она является частью публичной дипломатии. Традиционные каналы помогают продвижению какого-либо сообщения конкретной аудитории и без традиционной дипломатии другие ее виды невозможны. В рамках же цифровой дипломатии, набившей оскомину, особое значение приобретает data diplomacy, нацеленная на сбор и анализ “больших данных”».

«У государства всегда есть преимущество в доступе и распространении информации, — отметил основатель образовательного ресурса Coursalytics Алексей Долинский. — Если государство в ходе каких-либо событий использует “вбросы” и тому подобное, через некоторое время все равно появляются работы журналистов и расследования, и ложь вскрывается, нанося больше вреда. Это подрывает эффективность публичной дипломатии в целом, но никак не отменяет использование пропаганды как инструмента». Эксперт подчеркнул, что США никогда не отказывались от пропаганды как инструмента внешней коммуникации и такой строгий раздел между пропагандой и публичной дипломатией связан с юридическими причинами. Внешняя коммуникация была запрещена для распространения внутри американского общества, поэтому шла долгая дискуссия о разделении пропаганды (т.е. порой искаженной информации, рассчитанной на зарубежное общество, но запрещенной для трансляции вовнутрь) и публичной дипломатии.

Руководитель проектов Фонда Горчакова, аспирант МГИМО Андрей Горбунов сделал акцент на процессе цифровизации официальной и публичной дипломатии: «В традиционной дипломатии отмечается “налет” цифровизации, но весьма инертный. Соцсети, которые сейчас запускаются на Смоленке и в загранучреждениях, используются для трансляции позиции, но не установления диалога с зарубежной аудиторией. У публичной дипломатии возможностей больше, и она активнее использует цифровые технологии, но, с другой стороны, у нее нет возможностей использовать big data. Будет интересно проследить, как в России будет происходить переход к data diplomacy».

Фонд Горчакова