Российская ассоциация<br> международных исследований

Российская ассоциация
международных исследований

PF-22.3. Высшее образование как ресурс устойчивого развития общества

PF-22.3. Высшее образование как ресурс устойчивого развития общества

Модератор: Е.В.Воевода, заведующая кафедрой педагогики и психологии МГИМО

15 октября на XIV Конвенте РАМИ в рамках конференции «Инновационный потенциал высшего образования в меняющемся мире» состоялось заседание секции «Высшее образование как ресурс устойчивого развития общества», в котором приняли участие представители семи университетов Москвы, Уфы, Рязани и Иваново, ФИЦ «Информатика и управление» РАН и реабилитационного центра «Флена».

Вопросам методологии высшей школы на современном этапе были посвящены доклады Е.В.Воеводы, В.И.Карпунина и Т.С.Новашиной, А.В.Ельцова и Л.Ф.Ельцовой, Е.Э.Шишловой, предложивших новый взгляд на функции высшего образования в современном обществе, его ресурсы, противоречия и проблемы, роль и место цифровой образовательной среды в учебном процессе вуза. Изменению роли преподавателя в вузе на современном этапе и подготовке педагогических кадров были посвящены выступления Н.М.Романенко, Л.А.Амировой и Р.С.Шамсутдиновой.

Возможность формирования предпринимательской компетенции студентов продемонстрировали в своих докладах Е.Н.Махмутова и Н.В.Ковтун, при этом последняя рассказала о предпринимательском стартапе, разработанном и реализованном студентами из Туркменистана, обучающимися в РГУ имени С.А.Есенина.

Выступавшие подчеркнули необходимость реорганизации языковой подготовки в высшей школе. Проблемы интеграции науки и образования в языковой подготовке кадров высшей квалификации были освещены в докладе Л.П.Костиковой. Необходимость внедрения культурологических знаний в процесс обучения студентов всех специальностей подчеркнули А.В.Илюшина и Е.А.Ревкова.

Особое внимание было уделено проблеме охраны физического и психологического здоровья студентов в условиях гиподинамии, стрессовых ситуаций и перегрузки учебными занятиями. О возможностях инклюзивного обучения и использовании здоровьесберегающих технологий в образовательной среде вуза рассказали Е.Н. и Ф.А.Морозовы. Результатами исследования по мониторингу эмоциональных состояний студентов в социальной ситуации фрустрации, проведенного Федеральным исследовательским центром «Информатика и управление» РАН, поделилась А.А.Чуганская.

Большой интерес вызвали выступления представителей вузов МЧС и Министерства обороны России: А.В.Ермилов рассказал о технологии формирования профессионально значимых качеств курсантов в вузах МЧС, а А.С.Ольков — о влиянии армейских международных игр и военно-технических форумов на подготовку иностранных военных специалистов.

Все докладчики и слушатели, принимавшие участие в работе секции, отметили многоплановость выступлений, атмосферу творческого поиска и научного сотрудничества, в которой прошло заседание. Гибридный формат не помешал обмену мнениями. В ходе состоявшейся дискуссии было принято решение опубликовать монографию по результатам проведенной сессии.

Программа секции

Кафедра педагогики и психологии