PF-8. Русские международные школы за рубежом как глобальный сетевой проект многополярного мира
14 октября состоялся круглый стол «Русские международные школы за рубежом как глобальный сетевой проект многополярного мира» трека «Предуниверсарий. Работа с талантливыми абитуриентами» Фестиваля лучших практик программ «Приоритет 2030» PriorityFest x RISA XIV Конвента РАМИ.
В дискуссии приняли участие заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий, научный руководитель проекта «Русская международная школа» В.А.Ясвин, учитель обществознания Горчаковского лицея МГИМО доцент А.С.Хромых, директор Лицея МГИМО-Ташкент А.Х.Тиллаев, приглашенный член Рабочей группы по формированию контента Научно-просветительского мемориального комплекса имени Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова Н.П.Дерягин. Модератором выступил проректор МГИМО по педагогическим программам, общему и среднему профессиональному образованию, руководитель стратегического проекта «Русская международная школа» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030» Р.И.Котов.
В.А.Ясвин выступил с докладом «“Русская международная школа” (РМШ) как сетевой образовательный проект для многополярного мира». Активная работа над проектом началась с октября 2021 года. «При этом, — отмечает автор, — мы столкнулись с тем, что аналитических материалов, научных статей, посвященных феномену “русской международной школы”, практически нет, поэтому образовательную концепцию пришлось разрабатывать практически с нуля. За ориентир были взяты такие тренды, как цифровизация, экологичность, неопределенность, человекоцентричность. Позиция, из которой можно строить концепцию, — значимость человеческого и личностного потенциала». «Когда ты едешь по автобану, личностный потенциал не особо нужен, траектория движения понятна, а когда дорога в ухабах и вокруг неопределенность, личностный потенциал выходит на первый план», — иллюстрирует свою мысль В.А.Ясвин.
Методологической основой содержания РМШ может стать эколого-космическая образовательная парадигма, базирующаяся на работах русских философов-космистов (Н.А.Бердяева, И.В.Киреевского, В.С.Соловьёва, Н.Ф.Фёдорова, К.Э.Циолковского и др.), «живой этике» Н. и Е.Рерихов, а также учении о ноосфере В.И.Вернадского, космической педагогике К.Н.Вентцеля и концепции междисциплинарного изучения системы «природа — человек и человечество — природа» Б.Г.Ананьева. Такой подход полностью соответствует современным взглядам на краеугольное значение формирования экоцентрического типа сознания населения планеты взамен антропоцентрического.
Образовательный процесс в РМШ может быть построен на основе положений развивающего образования, деятельностном подходе, проектной деятельности, основы которого разработаны выдающимися отечественными психологами и педагогами, прежде всего Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым и др.
Школа не может состояться, если она не будет заниматься проблемами воспитания и социализации. РМШ лежит в концепции гуманизма, что, на фоне происходящих перемен в мире, становится крайне актуальным. Кроме того, важно работать с учителем РМШ — проводить обучающие программы для педагогов, доносить концепцию и общую парадигму проекта. «Образование должно быть честным и ненавязчивым — дети мгновенно ловят фальшь», — акцентирует В.А.Ясвин.
А.С.Хромых предоставил доклад «История и актуальное состояния русских школ за рубежом» с исчерпывающим историческим экскурсом по теме с момента возникновения первой русской школы за рубежом в 1858 году в Палестине на территории Османской империи. Автор выделил четыре основных исторических этапа русской международной школы: первый — с середины XIX века до 1917 г.; второй — с 1917 г. До середины 1940-х гг. ХХ в.; третий — с середины 40-х гг. ХХ в. — до 1991 г., четвертый — с 1991 г. До нашего времени. Формирование русских школ за рубежом происходило волнообразно, в тесной связи с внешнеполитическими событиями и внутриполитическими событиями в России.
Фактически, в настоящее время расширенная поддержка развития русских школ со стороны государства закреплена в Концепции гуманитарной политики РФ, вступившей в силу 5 сентября 2022 года. Особенности каждого из этапов подробно рассмотрены А.С.Хромых в главе «История русской школы за рубежом» монографии «Современная педагогика и образовательный дизайн» под редакцией ректора МГИМО академика А.В.Торкунова, публикация которой ожидается в декабре 2022 в рамках проекта «Русская международная школа» государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030».
А.Х.Тиллаев подключился к обсуждению дистанционно и поделился с коллегами практическим опытом реализации концепции лицейских классов за рубежом в рамках доклада «Анализ опыта образовательного сотрудничества по организации русских школ на примере открытия русских международных школ по модели “лицейских классов МГИМО” в Узбекистане». Результаты оказались действительно впечатляющими: в этом году лицей International House Tashkent, где были открыты лицейские классы МГИМО, возглавил рейтинг учебных заведений по Республике Узбекистан. Одна из особенностей лицея — иностранные преподаватели, которые ведут регулярные программы. В следующем году сеть лицейских классов МГИМО в Ташкенте планирует выпустить больше детей, чем московский лицей МГИМО, что тоже говорит о популярности этого учебного заведения в Ташкенте.
«Наш проект выгодно отличается от других программой “двойного аттестата”, — рассказывает А.Х.Тиллаев, — то есть выпускник получает аттестат Республики Узбекистан и аттестат Российской Федерации. Такая возможность предоставляет ему более широкий выбор вузов». С 2021 года на базе лицея МГИМО-Ташкент действует Пункт приема экзаменов, где ученики могут сдать российский ЕГЭ. В этом году по результатам обучения по программе среднего общего образования в сетевой форме в Узбекистане было выпущено 65 лицеистов, получивших и российские, и узбекские аттестаты. Шестеро из них подтвердили свое право на красный аттестат и медаль, набрав необходимое для этого количество баллов ЕГЭ. «Рост интереса к обучению и сдаче государственных экзаменов по российским стандартам очевиден», — отмечает А.Х.Тиллаев.
Н.П.Дерягин выразил полную солидарность с концептуальными идеями, представленными в начале встречи В.А.Ясвиным, в частности с концепцией эколого-космического образования как основы для формирования Русских международных школ. «Сейчас акцент в образовательных учреждениях сделан на обучении, воспитание отходит на задний план. Но образование — это воспитание плюс обучение!» — отмечает Н.П.Дерягин. Учитывая этот аспект, он видит РМШ шире, чем только «школа, где обучаются дети». РМШ представляется социокультурным центром, который объединяет и российских граждан, и граждан страны пребывания посредством совместной проектной деятельности — творческой, благотворительной и т.п.
«Благодаря лидерской позиции МГИМО видно, как работа по РМШ разворачивается и в оперативном контексте, и в научном, и в теоретическом. Эта глубокая и всесторонняя проработка существенно отличает наш проект и является результатом работы в рамках государственной программы поддержки российских университетов “Приоритет 2030”», — подвел итоги встречи Р.И.Котов.
Проект «Русская международная школа» (РМШ) — один из пяти стратегических проектов, реализуемых МГИМО в рамках государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030». Проект отвечает актуальной потребности русскоязычных граждан и иностранцев в качественном среднем и дополнительном образовании за пределами РФ. В 2022 году открыты две первые школы — в Ташкенте (Узбекистан), Бишкеке (Киргизия), а до 2030 года будет открыто не менее 15 школ РМШ за рубежом.