Российская ассоциация<br> международных исследований

Российская ассоциация
международных исследований

Анонс: первая российская международная открытая конференция по устойчивому развитию и ESG-трансформации

29.09.2021

14 октября в рамках XIII Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) состоится Первая российская международная открытая конференция по устойчивому развитию и ESG-трансформации.

В рамках мероприятия запланированы пленарная сессия РАМИ «Устойчивое развитие — платформа для широкого международного диалога», пленарная сессия Первой Российской открытой международной конференции по устойчивому развитию и ESG-трансформации, а также секции «Зеленый переход или новая фаза торговых войн — роли зеленой дипломатии», «Устойчивое развитие и ESG-трансформация: вызовы и возможности для бизнеса» и «Наука и образование в устойчивом развитии».

Среди участников конференции ректор МГИМО А.В.Торкунов, специальный представитель Президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития А.Б.Чубайс, заместитель председателя Милли Меджлиса Азербайджанской Республики А.А.Алиев, первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан С.Сафаев, президент Парижского форума мира, почетный президент Института Жака Делора П.Лами, канцлер Австрии (2000–2007) В.Шуссель, вице-президент фонда Гейдара Алиева, специальный гость Конвента Л.Алиева.

Pre-conference statement

Достижение целей Парижского соглашения 2015 по снижению выбросов парниковых газов и декарбонизация мировой экономики стали приоритетом международной повестки. Всё больше государственных и бизнес структур добровольно берут на себя обязательства по достижению нулевых выбросов парниковых газов. Новые низкоуглеродные стратегии позволят им получать экономическую выгоду и значительно увеличить количество «зеленых» рабочих мест, особенно в энергетике, сельском хозяйстве и туризме.

Большинство стран — лидеров мировой экономики ввели или обсуждают возможности использования различных законодательных, регулятивных, налоговых, финансовых и иных способов стимулирования национальных компаний к снижению выбросов парниковых газов и выбора низкоуглеродных стратегий корпоративного развития. Достижение Целей устойчивого развития ООН к 2030 году позволит снизить корпоративные расходы на декарбонизацию экономики.

Различия в национальных подходах и разная скорость решения задач декарбонизации и стимулирования национальных стейкхолдеров к снижению выбросов парниковых газов, являются препятствием к планомерному и эффективному развитию мировой экономики и международной торговли.

Ограниченные ресурсы национальных правительств и международных институтов развития направляются развивающимся странам и переходным экономикам в приоритетном порядке для помощи в достижении целей Парижского соглашения. В 2021 году начнется процесс согласования новой цели в сфере климатического финансирования на период после 2025 года, что потребует привлечения дополнительных ресурсов и инвестиций на климатические цели.

ООН предлагает «пакет солидарности», предусматривающий выделение ежегодно 100 млрд долларов для помощи развивающимся странам на климатические программы.

Ускоренный переход к низкоуглеродной экономике нового поколения может привести к нежелательным эффектам для уязвимых стран: к росту безработицы, сокращению государственных расходов на образование и здравоохранение, снижению адаптационного потенциала государств к климатическим изменениям, достижению Целей устойчивого развития.

В связи с этим, необходима гармонизация метрик и методов национальной таксономии выбросов парниковых газов в различных странах и взаимное признание национальных стандартов и систем верификации получаемых результатов и их дальнейшего мониторинга. Это позволит укрепить взаимное доверие стран для достижения базовых постулатов устойчивого развития: преодоление голода и нищеты, создание равных возможностей к получению образования и работы, международное партнерство во имя мира и стабильности жизни на планете.

Борьба с климатическими рисками не должна вестись вопреки другим важным векторам развития мирового сообщества. Необходимо чтобы изменение бизнес-моделей не приводило к новым дисбалансам в многосторонней торговой системе, торговым войнам и созданию конкурентных преимуществ для компаний и стран, начавших регулирование и контроль за выбросами парниковых газов раньше остальных. Сейчас государства имеют все возможности заранее согласовать сроки введения дополнительных контрольных национальных мер и мер пограничного контроля углеродного следа, чтобы не создавать дополнительных административных барьеров для входа на рынки друг друга и не увеличивать стоимость товаров и услуг для зарубежных потребителей.

Такая зеленая дипломатия сегодня является неотъемлемым элементом зеленого перехода. РАМИ приветствует дискуссии на самые острые темы международной повестки и давно является одной из важнейших площадок для выработки взвешенных для всех заинтересованных участников решений.

Государственное финансирование играет критическую роль в достижении целей устойчивого развития. В то же время, учитывая ограниченные возможности финансовых систем государств и международных институтов развития, ослабленных COVID-19, привлечение ресурсов бизнеса и частных инвесторов для решения задач устойчивого развития, и преодоление противоречий в скорости зеленого перехода заинтересованных стран должно стать залогом успеха такой зеленой дипломатии, усилия которой, в конечном счете, направлены на процветание всех государств мира.

Для стран Евразийского пространства и СНГ проблематика скорости зеленого перехода приобретает особенное значение с учетом зависимости экономического благосостояния от экспорта углеводородного сырья и продукции с высоким углеродным следом. Отставание в сроках введения углеродной таксономии, налогов на чрезмерные выборы парниковых газов, создании интегрированной системы торговли квотами не должно стать причиной ухудшения экономических показателей развития стран и снижения уровня жизни населения. Роль зеленой дипломатии может заключаться в координации приоритетов низко углеродного развития в национальных и межгосударственных стратегиях для выработки взвешенной переговорной позиции, согласования с другими странами и интеграционными группировками целей и форм зеленой трансформации. Опираясь на созданные финансовые институты Евразийского пространства, проекты зеленого развития, в том числе разработка единых технических мер оценивания выбросов парниковых газов, их верификация, установление приемлемых уровней, создание единой площадки торговли углеродными единицами, систем поглощения углеродных выбросов их влияния на углеродную таксономию, могут существенно снизить затраты каждой из стран в отдельности на эти цели и выработать единый инструментарий, направленный на достижение целей энергетического перехода.

Все эти меры помогут существенно снизить затраты каждой из стран в их реализации стратегий низкоуглеродного развития, гибко и своевременно реагировать на вызовы форсируемой декарбонизации и усилить позиции стран евразийского пространства в климатическом диалоге с важнейшими торговыми партнерами.